Психологические особенности развития шестилетнего ребенка.





Психологические особенности развития шестилетнего ребенка.

Как нужно относиться к «шестилетке» – как к большому или как к маленькому?

Когда задают такой вопрос детям шестилетнего возраста, то почти всегда сталкиваются с упорным нежеланием признавать себя маленькими. В основе этого лежат изменения в самосознании, самооценке ребенка, происходящие к шести года

Ребенок к этому возрасту имеет устойчивое представление о себе. Он знает, что он собой представляет, какими качествами обладает, чем отличается от других. Ребенок становится все более самостоятельным, независимым от взрослого, а его отношение к себе и другим людям усложняется. Поэтому шестилетний ребенок кажется нам и более критичным (особенно по отношению к другим) и более уделяющим внимание своим индивидуальным предпочтениям (в еде, одежде, выборе занятий, друзей).

Самооценка в детском возрасте формируется путем отражения оценок окружающих людей. Сначала в этой роли выступают взрослые. Позже – ребенок сравнивает свои качества и поступки с усвоенными нормами. Шестилетний ребенок имеет представление о нормах поведения и знает много способов, как им соответствовать. Но лучше ему пока удается оценить поведение других, чем свое собственное. Это происходит потому, что он еще не взрослый. Его эмоции, потребности, сиюминутные желания настолько сильны, что заслоняют смысл поступка и не дают объективно оценить собственные действия.

Взрослые должны помочь ребенку научиться сравнивать свои действия с действиями других в сходных ситуациях. Не нужно увлекаться чтением ребенку моралей, не нужно брать с него обещаний, что он всегда и везде будет поступать “как надо”. На словах ребенок, может быть, и поступит правильно, но при столкновении с реальностью его желания оказываются сильнее.

Самооценка шестилетки может формироваться как адекватная (соответствующая действительности), так и неадекватная (завышенная или заниженная). Здесь многое зависит от родителей, от семьи.  Чрезмерное захваливание, родительское всепрощение, переоценка успехов ребенка без должного критического анализа – все это верный путь к формированию некритической личности с завышенной самооценкой.

И наоборот – строгость, постоянная критика, поиск недостатков, заострение внимания на неуспехах, просчетах – приводят к развитию ущербной личности с заниженной самооценкой.

В воспитании нужны чувство меры и родительская объективность. Любой, даже маленький хороший поступок, должен быть оценен по достоинству. Наказывать ребенка лучше за те поступки, где ребенок сознательно поступил безнравственно. Самооценка во многом определяет активность личности. “Шестилетка” с высокой самооценкой – увереннее, смелее, инициативнее в общении. Он стремится к проявлению своих индивидуальности, интересов ,способностей. Он легче переживает неуспех, быстрее исправляет ошибки.

Дети с низкой самооценкой оказываются в более трудном положении. Они стараются меньше проявить самостоятельность и инициативу, потому что боятся неуспеха. Они сложнее завязывают контакты и стремятся избегать деятельности в которой присутятвует сравнительное начало и нет гарантии удачи. Они робки, стеснительны и незаметны.

В шесть лет у ребенка проявляется свой особенный внутренний мир и своя частная внутренняя жизнь. Это является одним из достижений данного возраста. Ребенок открывает внутренний мир в себе и больше внимания начинает уделять другим. У него появляются такие чувства как жалость, ревность, сочувствие, зависть.

Как правило, у шестилетки хорошее настроение. Он эмоционально благополучен. Дети любят поговорить о своих впечатлениях и охотно делятся переживаниями. Главные источники переживаний – взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Ребенок очень зависим от оценок и мнений других людей. Он способен переживать обиду, несправедливость и строить в уме планы мести.

Большинство переживаний ребенка нестойки. Они быстро сменяют друг друга. В защитных формах поведения способны закрепляться только негативные эмоциональные переживания. Следовательно, чем больше симпатии, внимания родители будут оказывать ребенку, тем более спокойно и комфортно будет себя чувствовать сам ребенок.

“Шестилетки” очень любознательны и активны в поисках интересующей их информации. Они отличаются тягой к познанию и экспериментированию. Удовлетворить свой информационный голод ребенок способен только с помощью взрослых. Отсюда и возникают знаменитые пятьсот вопросов, начинающихся со слова “что”. Ни один вопрос ребенка недолжен оставаться без ответа. Этот ответ должен быть дан серьезно и на доступном ребенку уровне. Ответ должен быть дан сразу! Про сам вопрос ребенок может забыть через час, а про то, что ему на него не ответили, он может запомнить надолго.

Ребенок не только задает вопросы, но и сам пытается решить встающие перед ним задачи, причем как практически, так и “в уме”.

Восприятие ребенком окружающего мира углубляется и расширяется в процессе игры, а так же под влиянием занятий лепкой, рисованием, конструированием. Восприятие выделяется сначала в самостоятельный процесс. А затем – в процесс целенаправленный и организованный и становится наблюдением. Большое значение для развития наблюдательности у детей имеют прогулки и экскурсии. Дети очень наблюдательны, любознательны и впечатлительны. С возрастом наблюдения ребенка становятся более объективными, организованными и продолжительными. Тем не менее, детям присущи многие недостатки. Это – поспешность в выводах, недостаток самостоятельности в суждениях, неустойчивость и внимание к ярким, бросающимся в глаза, но несущественным свойствам предметов.

При правильном восприятии дети очень точно различают цвета и звуки. Однако, дефекты зрения и и слуха могут тормозить развитие ребенка. Очень важно их своевременно обнаруживать.

Память шестилетнего ребенка наглядна и образна. Особенно хорошо ребенок воспринимает эмоционально окрашенный материал. В этом возрасте начинают развиваться словесно – логическая память, произвольное запоминание и припоминание. Ребенок пытается припомнить некоторые приемы запоминания – повторение, группировку запоминаемого материала.

Развитию памяти способствуют игры, занятия, разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, наблюдения во время прогулок.

Психологические особенности развития шестилетнего ребенка.

Психологические особенности развития шестилетнего ребенка. ... верный
путь к формированию некритической личности с завышенной самооценкой.
http://gim2volk.info/ychenikam-i-roditeliam/stranichka-psixologa/132-psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-shestiletnego-rebenko.html

В этом возрасте дети активно общаются словесно со взрослыми и сверстниками. Шестилетний ребенок знает и правильно употребляет от трех до семи тысяч слов.

В процессе общения дети овладевают грамматическим строем языка. Они учатся связно излагать свои мысли, используя при этом выразительные средства языка.

Немов. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ (5)

Художественная деятельность шестилетних детей: 83-96. Личность
шестилетнего ребенка:. 97-114.) Индивидуальные различия в шестилетнем
 ...
http://www.booksite.ru/localtxt/ne/mov/cha/sti/dva/5.htm

Шестилетний ребенок осознает ситуативное употребление слов. Он прекрасно знает – какие слова “хорошие”, а какие – “плохие”.

Достижением ребенка является также умение общаться на уровне контекстной речи (которая понятна без непосредственного восприятия обсуждаемой ситуации). Ребенок может пересказать в доступной для понимания форме содержание книжки, фильма, описать увиденное.

Шестилетний ребенок должен владеть контекстной развернутой речью “для других”.В процессе речевого общения со взрослыми заметно совершенствуется мышление ребенка. Оно ствновится более конкретным, образным и эмоциональным. Наблюдаются элементы абстрактного, рвссцждающего мышления. Ребенок пытается

Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. К шести годам накапливается жизненный опыт у детей. Развивается воображение и мышление, интересы становятся более устойчивыми. Соответственно, игры становятся более содержательными. Форма игр становится сложнее, а игровые моменты – более разнообразными и развернутыми.

Сюжетами для игр служат события из жизни взрослых и из школьной жизни. Дети шестилетнего возраста охотнее играют “в школу”, чем “в детский сад”. Таким образом, в игре отражается не только настоящее, но и близкое будущее.

Большое значения для формирования личности ребенка имеет труд. Он должен быть посильным, но систематическим и повседневным. Важно, чтобы этот труд был направлен не только на удовлетворение собственных потребностей, но и приносил пользу другим. Дома это может быть уход за комнатными растениями и помощь в уборке помещения. В детском саду – работа в живом уголке и уход за зелеными насаждениями.

Немалую роль в психическом развитиии “шестилеток” играют элементы учения. Они осуществляются в форме дидиактических игр и специальных занятий. Это – усвоение простых знаний по природоведению, а также занятия по родной речи, которые ставят своей совершенствовать устную речь и обогатить словарный запас ребенка.

“Шестилеток” можно успешно обучать рисованию, музыке и иностранному языку. Такие занятия расширяют познавательные возможности детей и способствуют их интеллектуальному развитию.







Источник: http://gim2volk.info

Ребенок начинает ходить

Воспитание малышей и дошкольников Ребенок начинает ходить Как ребенок начинает ходить .

ПРИЗНАКИ БЕРЕМЕННОСТИ НА МАЛЬЧИКА

Признаки беременной женщины. С самых древних времен врачи пытались научиться определять беременность на самых ранних её сроках.

Второй период родов (изгнание плода): потуги

Каталог статей Второй период родов (изгнание плода): потуги Как только шейка матки раскрылась и появились первые потуги - сверхсильные тянущие боли внизу живота, начинается второй период родов.