Понятия психологии воспитания





utf-8Педагогическая психология. Тема 1. Основные понятия психологии воспитанияТЕМА 1

Приведем несколько определений понятия воспитания, имеющихся в педагогической литературе.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств (80-е гг.).

Воспитание – целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности [8].

Воспитание – это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека [5].

Методы воспитания

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ. 11.1. ... Метод
упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи
разнообразных и .... Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа
личности. ... воспитание ребенка как формирование в структуре его
личности ...
http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых [7].

Воспитание – это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни [3].

Представленные определения имеют существенные различия в содержании и отражают наметившуюся тенденцию к гуманизации процесса воспитания, к усилению роли личности воспитанника в этом процессе.

Понятие воспитания неразрывно связано с понятиями «социализация», «обучение», «образование», «развитие». Взаимосвязи между этими понятиями также истолковываются по-разному. Например, И.П. Подласый [4] предлагает следующую условную схему соотношения между ними и определения этих понятий.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Воспитание – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

Образование – результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

Каждому понятию соответствует самостоятельный процесс, который может изучаться как отдельный (процесс обучения, процесс воспитания и т. п.), а также выступать как средство эффективного функционирования следующего за ним в иерархическом ряду процесса (хотя в реальной педагогической практике эти взаимосвязи переплетены).

Следуя указанной схеме, обучение – средство получения образования; обучение и образование – средства воспитания и обучения, образование и воспитание – средства развития личности; обучение, образование, воспитание и развитие – средства формирования человека.

В литературе представлен и другой вариант соотношения между рассматриваемыми понятиями. На вершине иерархического ряда стоит понятие образования, которое определяется как "процесс педагогически организованной социализации [6]. Остальные понятия Российская педагогическая энциклопедия истолковывает следующим образом:

Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Воспитание – изменение потребностно – ценностной сферы личности.

Обучение – изменение норм деятельности.

Развитие – изменение способностей (в узком смысле).

В такой интерпретации воспитание, обучение и развитие выступают средствами образования человека.

Несмотря на различие в подходах к определению воспитания и его взаимосвязи со смежными понятиями, в них зафиксировано как общее, что их традиционно объединяет, так и новые тенденции, характерные для современного этапа развития педагогической науки:

·      направленность на развитие личности каждого воспитанника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец (ориентация на индивидуальность);

·      ориентация на взаимодействие с личностью воспитанника, а не на прямое воздействие на него (идея диалога);

·      активизация внутренних ресурсов самого воспитанника (идея субъектности);

·      усиление внимания к созданию необходимых условий для осуществления этих процессов (идея научно обоснованного психологического обеспечения педагогической деятельности).

В перечень основных понятий психологии воспитания необходимо включить компоненты процесса воспитания: цели – противоречия – закономерности – принципы – методы – формы – контроль – оценка результата.

Рассмотрим один из вариантов содержательного наполнения этих понятий [1].

Цель. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Противоречия. Внутреннее противоречие между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия между школой и семьей, словом и делом; внешними влияниями и внутренними стремлениями лич-ности; требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.

Закономерности. Эффективность воспитания зависит от: сложившихся воспитательных отношений; активности участников в педагогическом взаимодействии; интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т. е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.

Принципы воспитания:

1.      Общественная направленность воспитания.

2.      Связь воспитания с жизнью, трудом.

3.      Опора на положительное в воспитаннике, человеке.

4.      Гуманизация воспитания.

5.      Личностный подход в воспитании.

6.      Единство воспитательных воздействий.

Содержание воспитания. Содержание воспитания раскрывается как «базовая культура личности», куда входят: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая культура; культура семейных отношений, культура жизненного самоопределения (т. е. готовность быть субъектом собственной жизни).

Методы воспитания. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Педагогика: В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов

Личность человека формируется и развивается в результате ... Прежде
всего различают воспитание в широком и в узком смысле. ... "которая кидает
его из стороны в сторону", управление ребенком определяет его ...
выявления его природных задатков, физиологических и психологических
особенностей.
http://www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas4.html

Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные – от 5 до 40 человек), массовые.

Контроль и оценка результата. Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (показателей уровня сформированности различных качеств личности и коллектива).

Другие авторы представляют структуру процесса воспитания в соответствии со своими позициями, которые в значительной степени совпадают с представленным вариантом.

В воспитательной практике российской системы образования существует бесценный успешный опыт, наряду с которым есть и неразрешенные проблемы. Но, как отмечает Р.С. Немов [3], без психологии основные проблемы воспитания не только не могут быть решены, но даже и правильно поставлены. Убедительным подтверждением высказанному тезису служит острейшая критика в адрес «бездетности» педагогической и даже психологической науки, развернувшаяся в 1980-е гг. Именно в это время начинается публикация научно-популярной психологической литературы (в частности, серия «Психологическая наука – школе»). Конец 1980-х гг. знаменуется как пик интереса общества к школьным проблемам, востребованности психологического знания.

В 1990-е г. происходит взаимообогащение педагогической практики психологической информацией и психологического знания педагогической практикой. Появляются учебники нового поколения по педагогике и педагогической психологии. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является психологическое обоснование воспитательного процесса, обеспечивающее полноценное развитие личности каждого ребенка. Сюда входят:

·      выявление психологических закономерностей формирования человека как личности;

·      изучение психологических механизмов формирования «морально-волевой сферы» личности (нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных поступков);

·      выявление закономерностей психологической деятельности учащихся в условиях воспитательных воздействий;

·      исследование психологических основ самовоспитания, семейного воспитания, специфики воспитательного процесса на разных этапах социализации ребенка;

·      изучение психологических механизмов формирования различных качеств личности, психологических особенностей "трудных" детей и оказание им помощи;

·      выявление условий эффективности воздействия коллектива на личность.

В педагогической психологии понятия воспитания, обучения, развития и их взаимосвязи имеют еще больший разброс толкований, чем в педагогике, поскольку велико количество зарубежных и отечественных психологических школ и воззрений отдельных психологов. Приведем некоторые из них.

В учебниках по педпсихологии 1970-х гг. (В.А. Крутецкий, А.В. Петровский) нет отчетливого определения понятий «воспитания», «развития». Например, А.В. Петровский термин «развитие» использует как синоним терминов «воспитание», «формирование» (развитие общих свойств личности, развитие личностной направленности, развитие знаний и способов деятельности). В зависимости от контекста подчеркиваются различные аспекты, раскрывающие сущность процесса воспитания. Например: «Воспитание есть процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, взаимодействии самих воспитуемых, являющихся не только объектами, но и субъектами воспитания» (А.В. Петровский) [5].

В учебниках 1990-х гг. уделяется больше внимания понятийному аппарату психологии воспитания. Р.С. Немов [3], не давая специального определения воспитанию, отмечает отдельные его особенности в сравнении с обучением:

·      воспитание и обучение – разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности (воспитывая, чему-то обучаем; обучая, воспитываем);

·      обучение направлено на становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений, навыков, т. е. на интеллектуальное и когнитивное развитие;

·      воспитание – на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям;

·      результат обучения – знания, умения, навыки;

·      результат воспитания – свойства и качества личности, формы ее социального поведения;

·      воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей; обучение – через различные виды предметной и практической деятельности;

·      методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры;

·      методы воспитания – на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Цель современного воспитания – «сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне «свободными и ответственными людьми» [3]. Средства воспитания [2] – это способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателей на воспитанников с целью выработки у них определенных качеств и форм поведения. Среди них указываются всевозможные виды научения (импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное). В основе научения – такие механизмы, как формирование ассоциаций, подражание, различение и обобщение, инсайт, творчество. К средствам воспитания автор относит также убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, личный пример воспитателя.

В психологии воспитания широко используются понятия деятельности и общения, которые рассматриваются и как средства, и как факторы, и как сущностные характеристики процесса воспитания, в зависимости от контекста.

Сравним три следующих утверждения.

1. Воспитание есть взаимосвязанная деятельность педагогов и воспитанников.

2. Воспитание есть взаимодействие (т. е. общение) между учителем и учеником.

Для того чтобы выработать у ребенка уверенность в себе, необходимо включить его в разнообразные виды деятельности и общения.

В первых двух утверждениях термины «деятельность» и «общение» обозначают сущностные стороны воспитания, а в третьем – средства воспитания. Значительный вклад в психологию воспитания вносят исследования тех психологов, которые занимаются проблемами личностного развития.

Свою позицию относительно соотношения воспитания и развития предлагает В.Д. Шадриков [9]. Он дифференцирует эти понятия следующим образом: «Развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах. Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор».

Таким образом, автор подводит фундамент под значительный объем содержания воспитания (вся культура), возлагая эту базисную функцию на нравственную составляющую. Он предлагает вновь ввести понятия «добродетель» и «добродетельные качества» личности. Воспитание «добродетелей и добродетели» рассматривается им как высшая цель, которой должны руководствоваться родители и педагоги. Основой воспитания добродетели является формирование «желания делать добро, умения делать добро и реального совершения добродетельных поступков» (В.Д. Шадриков).

Задачу воспитания добродетели может решить только педагог, ориентированный на новую педагогику, в центре которой – личность воспитанника. Выбираемые методы, формы, содержание деятельности и т. п. педагог должен суметь преобразовать в личностно-значимые для воспитанника.

В современной психологии все явственнее обозначается тенденция к исследованию духовности. В.П. Зинченко [2] предлагает трехслойную структуру сознания. В нее входит кроме бытийно-дея-тельностного, рефлексивно-созерцательного слоя еще и духовный слой, который должен играть ведущую роль, «одушевлять и воодушевлять» бытийный и рефлексивный слои.

В духовном слое в качестве субъективной составляющей рассматривается «Я» в его различных модификациях и ипостасях, а в качестве объективной составляющей – «ТЫ». Этот слой сознания, задаваемый отношением «Я» – «ТЫ», формируется, по мнению автора, раньше или одновременно с другими слоями и может формироваться всю жизнь. Утверждается также, что направленности человеческих отношений к миру предшествует «взращивание» человеческого отношения к человеку.

Роль другого во мне и меня в другом обсуждается в психологии восприятия человека человеком. Этот феномен имеет большое значение для практики воспитания. Высказывается предположение, что переживание от контакта с другим человеком, по-видимому, является генетически исходной формой восприятия человека человеком. Это есть феномен отраженной субъектности, способ «инобытия» одного человека в другом. Отраженная субъектность выступает «как продолженность одного человека в другом, как смысл первого для второго в динамике определений бытия последнего» [2].

Указанная особенность межличностного восприятия является одной из основополагающих при осмыслении роли воспитателя в жизни отдельного воспитанника. В.П. Зинченко считает, что воспитатель выступает в роли «посредника», и что функция посредничества, ее профессиональное выполнение, являются свидетельством наивысшей квалификации воспитателя. Достигая этой функции, воспитатель начинает нечто значить, т. е. выступать в качестве знака. «Но ведь значить – это быть... Поэтому лишь посредничество есть событие, которое может стать основанием развития ребенка» [2].

Из сказанного следует, что «взращивание человеческого отношения к человеку» начинается с «всматривания, вчувствования» в другого (одноклассника, учителя, ученика, знакомого и незнакомого человека), сопровождается постоянной рефлексией (всматриванием, вчувствованием в себя и свои отношения с другими) и заканчивается практическими действиями по осуществлению результативных контактов с другими. В отношении «Я» – «ТЫ» учитель и ученик находятся в симметричной позиции, поскольку учитель может стать значимым «ТЫ» для ученика, и ученик может стать интересным «ТЫ» для учителя.

Анализ существующих подходов к определению понятия воспитания, смежных с ним понятий, а также новых идей в психологии воспитания позволяет выделить следующие значимые моменты для психологического обеспечения процесса воспитания.

В психологии воспитания имеется значительный разброс в позициях авторов. Каждый из компонентов процесса воспитания, рассмотренных выше, имеет обширное психологическое обоснование, содержащееся в различных областях психологической науки (возрастная психология, психология труда учителя, психология самовоспитания, психология формирования убеждений, психология общения и т. д.). Создание единого курса психологии воспитания представляется трудноразрешимой задачей, поскольку феномен воспитания исключительно сложен.

В сознании педагога психологическая и педагогическая виды информации нередко существуют параллельно. Многозначность подходов к выявлению психологических механизмов процесса воспитания приводит к рассогласованию в его представлениях о возможных способах деятельности. Необходимо создать единое смысловое пространство. Это возможно лишь при условии, что и психолог образовательного учреждения осведомлен об имеющихся педагогических подходах к обсуждаемой проблеме.

Психолог может провести грамотную психологическую экспертизу и оказать педагогу помощь в выборе адекватной технологии решения поставленных задач.

Кроме того, он может оказать адресную квалифицированную помощь педагогу в решении его индивидуальных проблем, в создании программы личностного роста, поскольку важнейшим условием эффективности воспитания является личность педагога.

Психолог также испытывает определенные затруднения в процессе общения с педагогами, поскольку он «не проживает» тех многочисленных ситуаций, в которых оказывается педагог. Они предстают перед ним в «отраженном» виде, а потому психолог и педагог могут «не услышать» друг друга. Следовательно, психологу необходим личный опыт педагогической деятельности в форме факультатива по психологии, кружковой работы, взаимопосещения занятий и совместного обсуждения реальных ситуаций с позиции педагога и с позиции психолога.

Для того чтобы педагог стал более компетентен в психологическом плане, а психолог – в педагогическом, необходим системный комплексный подход в организации воспитательной работы. Отдельные "мероприятия" (лекции специалистов, деловые игры без участия руководителей учреждения и т. п.), как показывает практика, малоэффективны.

Психологические аспекты деятельности школьников как условия и средства формирования личности

Дети школьного возраста участвуют в различных видах (типах) многоплановой, многокомпонентной деятельности при наличии ведущей деятельности, устанавливающей на данном этапе отношение ребенка к окружающим людям, к действительности.

Ведущий тип деятельности выступает в качестве основного условия, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов, целей.

Уже само название этой деятельности указывает на ее предмет и мотив – польза для общества.

В добровольном и сознательном выполнении дел ради других людей, в объективной полезности их результатов обществу – главные особенности общественно-полезной деятельности.

Важная черта общественно-полезной деятельности школьников, ее своеобразие в том, что она создает развернутые взаимосвязи детей, выводя их на разнообразные формы общения (в том числе и с миром взрослых), в системе которого вырабатываются оценочные нормы деятельности.

Общественно-полезная деятельность имеет особенный путь развития.

Ее основные характеристики:

1.    Особенная деятельность, побуждаемая мотивом, отвечающим определенной потребности.

2.    Действие, направляемое социальной целью.

3.    Операции, соотносимые с условиями осуществления действия.

В общественно-полезной деятельности подростка можно выделить несколько компонентов:

·      ситуация общения как приобщение себя к обществу (это и придает общественно-полезный характер всем видам деятельности под ростка: трудовой, художественной, учебной, спортивной, организаторской и др.);

·      общественно полезные действия (акты), направленные на пользу не только данного коллектива, но значимые для общества в широком понимании. У ребенка воспитывается осознание не себя в обществе, а себя для общества;

·      осуществление общественно полезной деятельности в условиях детского коллектива, реализующего воспитательные возможности той деятельности и обеспечивающего развернутые отношения детей.

Психологический смысл специально заданной общественно полезной деятельности состоит в том, что школьник, в частности, подросток, участвуя в ней, фактически приобщается к делам общества, занимает определенное место в обществе, утверждает свою новую социальную позицию. Ребята зримо чувствуют свою значимость, полезность обществу, которое оценивает их как действительных своих членов, равных всем другим, оценивает по «взрослым» параметрам.

Поистине гениальной здесь представляется воспитательная система И.П. Иванова, предложившего воспитание через коллективные творческие дела (КТД). Они позволяют раскрывать и развивать творческие силы детей в конкретных делах на общую радость и пользу, достигать единства, товарищеского уважения и требовательности, целостного многостороннего развития человека-коллективиста.

Итак, в ряду условий формирования развернутой формы общественно полезной деятельности особое значение имеют:

·      выполнение детьми разных возрастов общей задачи;

·      наличие личностного смысла ее решения;

·      обеспечение равноправных, инициативно-творческих позиций каждого ребенка;

·      непрерывность и усложнение совместной деятельности, которая становится значимой не только для детского коллектива, но и для района, города, всего общества;

·      инструментовка, «обыгрывание» этой деятельности так, чтобы на первый план были выдвинуты ее общественная ценность и соответствующая общественная оценка.







Источник: http://lib.nspu.ru

Шотландские ученые: Каждый третий ребенок появляется на свет "случайно"

Исследователи из Эдинбурга установили, что каждый третий ребенок появляется на свет случайно: из-за не принятой вовремя противозачаточной таблетки.

Билингвизм. Сложности и особенности воспитания двуязычных детей.

Методик воспитания двуязычных детей огромное множество. Но самая эффективная – это общение с детьми, возможность слышать и разговаривать на двух и более языках постоянно.

Как понять, что начались схватки? Предвестники есть какие-нибудь?

ну такое не пропустишь. я тож боялась, что вот начну рожать, а не узнаю. Не волнуйся. Поймешь сразу.